ДИСКАВЕРИ В УДАЧНОМ

ДИСКАВЕРИ В УДАЧНОМ

В Удачный Андрей Леонтьев прибыл сразу после съемок в Иркутске, где побывал на 115-летнем ледоколе «Ангара».

Удачный всегда привлекал иностранных гостей и был интересен уже тем, что находится практически у самого Полярного круга, – всего в 18 км. Однако в последнее время, он стал все больше притягивать внимание корреспондентов российских и зарубежных СМИ, желающих лично побывать в алмазном городе и собственными глазами увидеть поистине уникальное сооружение, построенное руками человека – величественнейший карьер «Удачный».
В течение недели в нашем городе работала команда телеканала Дискавери. Нет, не иностранцы. Ребята, продюсер Виктория Чуднова, телеоператор Андрей Балакин и автор проекта Андрей Леонтьев – русские и уже, кстати, не первый раз посещают Удачный. Андрей Леонтьев, в прошлом году был проездом в нашем городе и именно тогда, увидев карьер, захотел сделать фильм, в котором подробно расскажет об этой уникальной трубке в одном из выпусков программы «Техногеника». По словам Андрея Леонтьева, ведущего и продюсера цикла программ «Техногеника», документалисты путешествуют по стране, собирая материал о наиболее значимых инженерно-технических достижениях Российской империи, СССР и Российской Федерации. В Удачный Андрей Леонтьев прибыл сразу после съемок в Иркутске, где побывал на 115-летнем ледоколе «Ангара».
Основным объектом съемок, конечно же, стал карьер «Удачный» и подземный рудник, куда съемочная группа ездила неоднократно. Процесс съемки – это довольно трудоемкая работа и требует немало времени. К тому же сами посудите, в каких условиях иногда приходится работать оператору и самому автору, записывая стенд-ап в передвигающемся под землей авто под названием Минка, в котором непрерывно трясет. Безусловно, подземный транспорт – это далеко не самое сложное, что пережила команда телерепортеров во главе с Андреем Леонтьевым. Где только не снимали, как говорится. В какие только города и веси не заносило. Андрей Леонтьев довольно известный тележурналист, телеведущий, телепродюсер, автогонщик и путешественник. Он также является 14-кратным рекордсменом России по автоспорту.
При этом он сам является организатором попыток установления рекордов — в частности ставших традиционными «Днями скорости на льду Байкала». А. Леонтьеву и А. Завершинской принадлежит и зарегистрированный в «Книге Рекордов России» рекорд беспрерывного передвижения на автомобиле: в июне 2013 года экипаж из двух человек на автомобиле VolvoXC 90 стартовал из Мурманска в строну Магадана и преодолел 10124 километра за 138 часов. В июне 2014 А. Леонтьев и А. Завершинская установили сразу 2 рекорда России и абсолютное мировое достижение: экипаж стартовал на автомобиле Subaru Outback с мыса Сан-Висенте (Португалия, самая удаленная юго-западная точка Евразии) и финишировал в Магадане (самая удаленная северо-восточная точка Евразии, куда ведут круглогодичные дороги), преодолев 16164 километра за 180 часов и показав среднюю скорость 89,2 км/час.
Удачнинцы наверняка заметили передвигающийся по центральной дороге транспорт с открытым багажником, в котором восседал мужчина с непонятной объемной конструкцией в руках, непрерывно производя съемку.
Объектом съемок стал и карьер «Зарница». Ну, а по завершению съемочного процесса, который длился 5 дней Андрей Леонтьев встретился с и.о.директора комбината Сергеем Павленко задал ему несколько вопросов.
- Карьер «Удачный» является главным героем программы, которая выйдет на телеканале Дискавери и резонно задать такой вопрос: есть ли предел углублению? Насколько можно вгрызся в землю? 640 метров – это предел?
- Теоретически можно копать, как говорится, долго, все зависит от экономической составляющей. Все рассчитывается, готовится проект, считается себестоимость и когда достигается граница порога, когда выгоднее применять, как говорится, другой способ добычи руды, например, подземный, тогда естественно принимается решение с учетом перспективы. Потому что необходимо расширение, разноска бортов и тд. Теоретически можно все, если сильно захотеть, но мы же должны не просто добывать ради того, чтоб просто добывать, а все-таки, добывать с прибылью.
- Неискушенному человеку кажется, что добыча алмазов это что – то такое, что можно сравнить с добычей газа, нефти, но на самом деле, когда ты видишь своими глазами ты понимаешь, что затраты сумасшедшие на выход конечной продукции. Рудник Удачный должен выйти на 4 млн тонн руды в год и это примерно 5 млн карат, что равно всего 1 тонне камней. Насколько справедливы цифры? Казалось бы, из 4 млн тонн руды всего 1 тонна алмазов.
- Расхожее выражение, что камни добываются ради женщин, в основном, алмазы идут на украшения, используются в ювелирных изделиях, но это и стратегическое сырье, которое используется высоко-технологичной и в оборонной области и в промышленности, но главное все-таки, – это бриллианты. Сам иногда серьезно задумываюсь о том, что ради добычи камней построены целые города, поселки, огромные предприятия, которые приносят не плохие экономические результаты. Основная составляющая – это отчисления в бюджет Республики. Визуально кажется, что немного – всего одна тонна, но, поверьте, это очень много. Бриллианты востребованы.
В целом, что касается нашего города Удачный и одноименной трубки, – это место очень уникально. Именно здесь было найдено в 1954 году первое коренное месторождение в России геологом Ларисой Попугаевой – трубка «Зарница». К сожалению, она не столь богата, как Удачная, но все-таки запасы есть. С момента открытия этого месторождения и началась история алмазной промышленности в стране. После этого через год найдены были две алмазные трубки «Мир» и «Удачная». «Удачная» она уникальна не по содержанию, как, например, трубка «Интернациональная», она уникальная по объемам запасов и по строению. Имеет два рудных тела западное и восточное, которые в верхней части были едины и теперь по мере углубления они расходятся. Причем западное рудное тело с еще большим углублением, также расходится на две части. Кроме этого каждое из рудных тел отличается по содержанию. Западная чуть побогаче, восточное немного беднее. Свойства руды у них тоже отличаются. Восток обладает крепким кимберлитом, который как будто звенит, запад другого качества более рыхлый. Алмазоносная трубка в 2015 году отмечает свое 60-летие с момента открытия. «Удачная» – является самым крупным месторождением в мире. На долю карьера приходится 52,8% всех объемов добычи алмазов в АК «АЛРОСА» начиная с 1957 года.
- У большинства зрителей или обывателей горные разработки воспринимаются, как получение бриллиантов, но ведь алмазы это еще и рабочий инструмент. И есть ли дифференциация по месторождениям: камни одного – это больше ювелирного образца, а камни другого – это технические?
- Безусловно, у каждой трубки есть свои отличительные особенности. Их может отличить специалист.
- Есть ли какие-то требования в подборе техники для каждого конкретного месторождения?
- Все рассчитывается. У нас над этим работает институт «Якутнипроалмаз», плюс наши инженерные службы отрабатывают. Под каждое месторождения, с учетом горной геологии, подбирается техника, которая позволит выдать максимальные производительные параметры при наименьших затратах. На «Удачной», в свое время, применялись БЕЛАЗы, но по мере углубления карьера, со сложностями горно-геологическими, комбинат пришел к решению, что необходимо закупать японскую технику «Коматцу». Но со временем, когда опять-таки карьер стал углублять и увеличилось расстояние подъема транспорта и в итоге пришли к тому, что закупили самосвалы американской фирмы «Катерпиллар». Результаты были самыми положительными. Мы до сих пор используем машины этой фирмы у нас на площадке. Но время течет, карьер и его горно-геологические условия меняются, реконструкцию вести уже не целесообразно. Хотя не скрою, – наш опыт по доработке карьера перенимали другие горнодобывающие предприятия, в частности, систему применения крутонаклонных съездов (угол подъема 13%) и вертикальных уступов. Комбинат вновь провел расчеты, затем испытания и компания приняла решение закупить шарнирно-сочлененные автосамосвалы, которые на сегодняшний день зарекомендовали себя хорошо и успешно справляются с главной задачей – перевозкой руды. Отмечу, что данный транспорт оборудован также системой дистанционного управления для работы на опасных участках карьера с возможным обрушением пород. Карьер очень сложное инженерное сооружение, это целая система. Нужно понимать, что геология – это серьезная наука. Здесь необходимо учитывать разломы и водоносные горизонты. Безусловно, не только наш карьер имеет повышенное содержание минерализованных рассолов. Однако, порядка 400 грамм на литр – это уже немало. А водоприток составляет до 500 кубов в час в подземном руднике.
Строительство рудника было начато в 2004 году. Не секрет, что открытые горные работы в карьере невозможно проводить бесконечно. Они не целесообразны. Поэтому более 10 лет назад заблаговременно было принято решение о строительстве подземного рудника «Удачный». И сегодня, к моменту завершения открытых разработок, мы запустили первый пусковой комплекс подземного рудника. По сути, Удачнинский комбинат постепенно перешел на подземный способ добычи руды. В текущем году порядка 480 тыс тонн будет выдано на-гора.
Но самое главное – это, конечно, люди. Слаженный коллектив горняков, которым комбинат всегда гордился. Специалисты высоко профиля, знающие и радеющие за общее дело. Передовики производства и ветераны, коих на сегодняшний день осталось уже не так много. Большинство вышли на заслуженный отдых и покинули районы крайнего севера. Но есть и те, кто до сих пор трудится в Удачнинском ГОКе, без малого 30-40 лет.
- Можете ли вы привести 3-4 примера уникальности инженерных решений, которые применялись на трубке «Удачная» и не применялись при отработке в других карьерах? Или применялись в карьере «Удачный» впервые и затем были восприняты профессиональным сообществом в мировом масштабе?
– Первое – это система крутонаклонных съездов, о которых я уже говорил. Применяется одна довольно редко. Система вертикальных уступов – это тоже довольно редкие технические решения. Система водоотлива, а именно троссово-пилонная подвеска. Вода из нижних горизонтов откачивается на поверхность практически вертикальными трубопроводами, которые мы разместили на старых базах экскаватора. Эта система упрощает и удешевляет значительно отвод воды, а объемы в карьере не маленькие, плюс нужно учитывать минерализацию рассолов. Система водоотлива очень выручает при разработке карьера.
- Что будет с уникальным объектом по завершению открытых горных работ? Огромный котлован, который виден из космоса – останется, будет ли он как то использоваться? Или это будет просто заброшенный карьер?
- Карьер «Удачный» однозначно не будет заброшенным. Жизнь нашего города и предприятия, с учетом последних решений, будет продолжаться не один десяток лет. Перспектива комбината рассчитана на ближайшие 60 лет. И это не предел. В прошлом году был запуск первого пускового комплекса, на будущий год готовимся к второму пусковому. И скоро рудник выйдет на проектную производительность. И опять-таки повторюсь, что это не предел. Сегодня мы рассматриваем вопрос о системе самообрушения, которая гораздо эффективнее и производительнее. Но даже добывая ежегодно 4 млн тонн руды мы будем обеспечены работой на ближайшие пять десятилетий. А что касается карьера «Удачный» – естественно мы будем поддерживать его технологическое состояние. Будут установлена наблюдательные станции и система подэтажного обрушения, которую мы сейчас используем, она подразумевает предохранительную «подушку» и она постепенно будет опускаться вниз, по мере выемки руды, и за этим необходимо следить, а именно как идет процесс отработки руды подземным способом. Карьер будет функционировать уже с точки зрения подземной отработки. Заброшен он точно не будет.
- «Удачная» – это не единственный карьер, который разрабатывает комбинат, есть еще и «Зарница». До какой глубины будет отработан этот карьер? И каковы перспективы УГОКа касаемо отработки других месторождений?
- Да, безусловно, базой УГОКа является трубка «Удачная», а, соответственно, подземный рудник «Удачный», который теперь носит имя Федора Андреева. Но вокруг у нас еще имеются и другие алмазоносные трубки, которые также перспективны. То есть минерально – сырьевой базой наш район обеспечен, а, значит, и компания обеспечена. Мы прекрасно понимаем, что во всем мире время дешевых алмазов уходит. Добывать сложнее, затраты становятся больше, но потребность в алмазах остается. Сегодня мы разрабатываем систему и проекты, при которых себестоимость добычи будет минимальна. В первую очередь – это транспортировка руды. По трубке «Зарница» будет втрое увеличена добыча. Для этого мы рассматривали много вариантов перевозки руды: канатно-подвесную дорогу, конвейерный транспорт, возили традиционным карьерным транспортом, но в настоящий момент по результатам испытаний остановились на автопоездных формированиях, и стремимся к тому, чтобы еще улучшить показатели перевозки руды. Хотя судя по тем результатам, которых мы достигли уже сегодня можно говорить о положительной рентабельности отработки «Зарницы». При этом нам удалось сохранить коллектив, потому что объемы увеличились. К тому же мы активно вовлекаем в обработку открытым способом алмазные россыпи Делювиального и ручья Пиропового – это россыпи трубки «Удачная». Эти россыпи мы планируем отрабатывать до 2019 года по 1 миллиону тонн в год. Компанией одобрен и принят проект на отработку Верхне-Мунской группы месторождений, в 170 км. от Удачного. Пока мы запускаем в отработку лишь часть трубок, будет два карьера, располагающие хорошими параметрами. Сейчас рассматриваем строительство круглогодичной автодороги к данному месторождению, чтобы использовать автопоездные формирования. И еще: пока не приняты в разработку, но уже проведены ряд исследований по другим месторождениям, в частности трубке Дальняя. Еще раз повторюсь, что минерально-сырьевая база у нас имеется и запасов хватит на долгие-долгие годы.
В субботу команда телеканала Дискавери выехала в Мирный, откуда часть ребят отправится на самолете в Москву для выполнения очередных съемок. А остальные отправятся домой на автомобилях, точно также как и прибыли в славный город у Полярного круга.

Подготовила Ирина Валявина
Фото Александра Довбни

Спасибо за проявленный интерес к данной информации. Мы будем весьма признательны, если Вы прокомментируете прочтенное, оставите отзыв или просто выскажитесь. Нам важно Ваше мнение, так как оно помогает улучшать содержимое нашего сайта Удачный.RU и показывать разные точки зрения на озвучиваемые вопросы. Пинг не поддерживается.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы добавить комментарий.